Утверждено приказом директора ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия» от «20» февраля 2022г. № 9-О ПОЛОЖЕНИЕ об организации самостоятельной подготовки лиц, осуществляющих спортивную подготовку в ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия» по видам спорта «шахматы» и «шашки» 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации самостоятельной подготовки лиц, осуществляющих спортивную подготовку в ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия» по видам спорта «шахматы» и «шашки» (далее – Положение), разработано на основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской федерации», приказа Минспорта России от30 .10. 2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» от 24.12.2021 № 1042 и федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шашки» от 01.12.2021 № 935, в соответствии с Уставом ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия». Самостоятельная работа – предполагает самостоятельную тренировку в период праздничных нерабочих дней и ежегодного отпуска тренера, по разработанному тренером плану тренировочных занятий. 1.2. Организация самостоятельных тренировочных занятий осуществляется тренером ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия» в соответствии с планом тренировочных занятий на спортивный сезон. 1.3. Настоящее самостоятельной Положение работы устанавливает занимающихся при правила организации реализации программ спортивной подготовки. 2. Цель и задачи самостоятельной работы 2.1. Цель самостоятельной работы: 2.1.1. привитие спортсменам навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний; 2.1.2. соблюдение принципа непрерывности тренировочного процесса спортивной подготовки спортсменов (переносится с очного тренировочного процесса (в условиях спортивной школы) на формат тренировочных занятий в домашних условиях. 2.2. Задачи самостоятельной работы: 2.2.1. способствовать усвоению программы спортивной подготовки по видам спорта «шахматы» и «шашки»; 2.2.2. формировать навыки самостоятельной работы; развивать 2.2.3. познавательные возможности спортсменов, формировать личностные качества спортсменов (дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, и др.). 3. Участники процесса самостоятельной работы Участниками процесса самостоятельной работы являются: 3.1. Спортсмены; 3.2. Родители (законные представители); 3.3. Тренеры. 4. Организация самостоятельной работы 4.1. Режим самостоятельной работы: 4.1.1. Тренировочные занятия по видам спорта «шахматы» и «шашки» в форме самостоятельной работы проводятся в соответствии с этапом спортивной подготовки, по утвержденному расписанию тренировочных занятий. Спортсмены, спортивного мастерства, занимающиеся осуществляют на этапе совершенствования самостоятельную работу по индивидуальным планам. 4.1.2. Техника безопасности при самостоятельной работе: - проветрить помещение в течение 10 минут; - подготовить рабочее место: компьютер, учебные пособия, тетради для записи; - подготовить свободное пространство: убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех-четырех метров; освещение комнаты должно быть достаточным с учетом верхнего (искусственного освящения) и естественного дневного; надеть соответствующую виду тренировочных занятий спортивной форму и обувь; строго следовать всем инструкциям тренера (видеокурса, книги, журнала, плана и так далее). 4.2. Алгоритм проведения тренировочных занятий в период самостоятельной работы спортсмена 4.2.1. Тренер: - проводит анализ рабочей программы спортивной подготовки по избранному виду спорта «шахматы» и «шашки» и годового плана спортивной подготовки для группы на спортивный сезон, при необходимости проводит коррекцию содержания рабочей программы и плана спортивной подготовки, для перераспределения видов подготовки и объемов тренировочной нагрузки в целях обеспечения возможности спортсменами продолжать тренировочные занятия самостоятельно; - разрабатывает для каждого тренировочного занятия план - конспект по форме, указанной в Приложении 1, в соответствии с планом спортивной подготовки и программой по избранному виду спорта; - в начале спортивного сезона тренер рассылает спортсменам, родителям (законным представителям) своей группы план тренировочных занятий по электронной почте, либо использует иные электронные средства связи (например, WhatsApp и т.п.) с учетом действующего, утвержденного расписания тренировочных занятий; - рассылает спортсменам образец спортивного дневника (Приложение 2), однократно, в начале спортивного сезона. - проводит соответствующую разъяснительную работу со спортсменами или их родителями о необходимости ведения спортивного дневника. 4.2.2. Спортсмен: - на период самостоятельных занятий в домашних условиях обязан вести спортивный дневник (по форме, указанной в Приложении 2); - самостоятельно или под присмотром родителя/законного представителя (дети от 6 до 14 лет) выполняет физические упражнения, теоретические задания указанные в плане, соблюдая при этом правила выполнения упражнений и нормы нагрузки, предусмотренные в плане, а также методические рекомендации тренера и правила техники безопасности; - после каждого тренировочного занятия спортсмен должен заполнить спортивный дневник: перечислить выполненные им упражнения/задания, описать самочувствие, настроение, указать трудности, возникшие в процессе занятия. Детям младшего школьного возраста (от 6 до 8 лет) в заполнении спортивного дневника могут помочь родители или сами его заполнить вместе с детьми. - в конце спортивного сезона спортивный дневник спортсмены (родители спортсменов) сдают тренеру (на последнем тренировочном занятии в спортивном сезоне). Конспекты занимающихся тренировочных являются занятий, подтверждением спортивные реализации дневники программы спортивной подготовки. 4.3. Формы самостоятельной работы: - тренировочное занятие; - просмотр видеоматериалов; - тестирование; - изучение теоретического материала (правила вида спорта, антидопинговые правила и пр.). 5. План тренировочных занятий 5.1. План тренировочных занятий составляется для каждой группы на весь период самостоятельной работы (ежегодный отпуск тренера) в соответствии с годовым планом спортивной подготовки на спортивный сезон по виду спорта «шахматы» и «шашки» и программой спортивной подготовки по виду спорта. В плане указываются: дата, цели и задачи тренировки, краткое содержание и количество часов, самооценка спортсмена, ФИО, подпись тренера и спортсмена. 5.2. Содержание тренировок должно соответствовать условиям их проведения – домашним. В содержании следует включить такие виды подготовки как ОФП, СФП, тактическая и теоретическая подготовка. Следует учитывать специфику вида спорта и этап спортивной подготовки (НП, ТЭ, ССМ). 5.3. Перечисление средств подготовки в плане тренировочного занятия указываются в краткой и лаконичной форме. Рекомендуемые тренером задания и упражнения должны быть простыми по исполнению, быть ранее изученными и хорошо освоенными спортсменами. Включать в конспект новые задания и упражнения не следует. 6. Порядок ведения спортивного дневника 6.1. В период организации самостоятельного тренировочного процесса в домашних условиях спортсмену необходимо вести спортивный дневник, который предоставляется тренером родителям (законным представителям) несовершеннолетнего спортсмена, совершеннолетним спортсменам в электронной форме. 6.2. Спортсмены предоставляют спортивный дневник на проверку тренеру (в электронном виде) один раз в три месяца. 6.3. Спортивный дневник ведется спортсменами (законными представителями) в электронном виде, по окончании спортивного сезона заполненный дневник направляется тренеру посредством электронных средств связи и распечатывается тренером по окончании спортивного сезона. 6.4. Собранные спортивные дневники и планы тренировочных занятий тренер сдает в методический отдел в течение одного месяца по окончании спортивного сезона. Приложение 1 План тренировочных занятий для самостоятельной подготовки спортсменов по виду спорта «шахматы» /«шашки» тренера _________________________________ (ФИО) группа _______________________________________ с ____________________ по __________________ 2022 Образец заполнения Дата 08.03.2022 Цели и задачи тренировки/ссылка на интернет ресурс Овладение навыками быстрейшего развития фигур и занятие центра с последующей атакой на короля соперника. Разрушение прикрытия короля с помощью жертв. Развитие пространственной ориентации на плоскости шахматной доски. Краткое содержание тренировки Количество часов Дебют четырёх коней, 2 партия Капабланка – Стейнер, 1933 г. Итальянская партия . Решение заданий на мат в один ход. 01.05.2022 09.05.2022 Итого __________________ (подпись тренера) 24 часа _____________________ (ФИО тренера) Приложение 2 СПОРТИВНЫЙ ДНЕВНИК ГАУ СО СШ «Уральская шахматная академия» на спортивный сезон 20___ года по виду спорта «шахматы» / «шашки» Спортсмена _________________________________________________ (ФИО) Группа _________________________________ Тренер _________________________________ (ФИО) Указания к введению дневника 1. Дневник заполняется после каждого самостоятельного занятия 2. Заполнение всех граф обязательно 3. Дневник предоставляется на проверку тренеру один раз в три месяца (в электронном виде) 4. Дневник сдается в конце спортивного сезона тренеру 5. Самооценка спортсмена: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» Дата тренировочного занятия: «__» ________2022 Содержание тренировки Комментарии спортсмена Количество (выполненные задания, часов самочувствие, трудности) Самооценка Дата тренировочного занятия: «__» __________2022 Содержание тренировки Комментарии спортсмена Количество (выполненные задания, часов самочувствие, трудности) Самооценка Дата тренировочного занятия: «__» _________2022 Содержание тренировки Комментарии спортсмена Количество (выполненные задания, часов самочувствие, трудности) Самооценка ______________ _____________________ (подпись спортсмена) (ФИО спортсмена) __________________ (подпись тренера) _____________________ (ФИО тренера)